В ЭТОЙ СТАТЬЕ:
Перевод автомобиля в льготный регион позволит снизить налог;
Почему спецтехнику выгодно считать самоходным средством;
Уменьшить мощность двигателя авто можно тремя способами.
Введение повышающих коэффициентов (п. 2
ст. 362 НКРФ) по транспортному налогу не дает забывать компаниям,
владеющим дорогими авто, о прежних способах оптимизации так называемого
налога на роскошь и внедрять новые. Кроме того, экономия транспортного
налога актуальна для компаний, у которых есть в наличии автотранспортная
техника, не используемая на дорогах общего пользования, но имеющая
высокую мощность.
Привлекательность схем оптимизации
транспортного налога в том, что в отличие от других налогов (НДС и налог
на прибыль) они менее затраты в финансовом плане и менее рискованны
с налоговой точки зрения. В частности, это регистрация транспорта
в льготном регионе, постановка на учет в Гостехнадзоре, а не в органах
ГИБДД. Или переквалификация грузовика в иное самоходное средство. Кроме
того, можно оформить транспортное средство в собственность физического
лица, имеющего налоговые преференции.
Все эти методы могут дать компании существенную
экономию по транспортному налогу. Главное — не забывать об элементарных
мерах безопасности, документальном оформлении, а также учитывать
позицию судов.
Регистрация транспорта в регионе с пониженной ставкой снизит налог
В чем экономия. Экономия
достигается за счет разницы в ставках транспортного налога, которые
устанавливают субъекты РФ. Например, в Москве для легкового автомобиля
мощностью двигателя более 250 л.с. ставка транспортного налога за 1 л.с.
составляет 150 рублей (ст. 2 Закона г.Москвы от09.07.08 №33). В Иваново
такая ставка составляет 120 рублей (ст. 2 Закона Ивановской области
от28.11.02 №88-ОЗ). И если транспорт компании зарегистрировать
в регионе, где действуют пониженные ставки налога, удастся сэкономить
на их разнице.
Как работает схема. Есть два
варианта. В льготном регионе компания открывает обособленное
подразделение и регистрирует там автомобиль. Транспортный налог платится
по местонахождению транспортного средства (п. 1 ст. 363, подп. 2 п. 5
ст. 83 НК РФ). Соответственно, компания платит налог по пониженным
ставкам.
Во втором случае организация формально
переводит юридический адрес в нужный регион. По сути, это учреждение
новой компании с последующим переводом в нее персонала и активов. Либо
изменение прежнего юридического адреса (см. схему 1).
Схема 1. Регистрация транспорта в льготном регионе
Наиболее низкие ставки транспортного налога
установлены в Волгоградской, Калининградской, Калужской, Кемеровской,
Магаданской, Новосибирской и Ростовской областях. А также
в Забайкальском, Красноярском, Ставропольском краях и республиках Алтай,
Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Хакасия.
Меры безопасности. При
реализации такого способа оптимизации компании безопаснее самостоятельно
открыть обособленное подразделение, чем пользоваться услугами сторонних
организаций, продающих фиктивные документы об аренде офиса. Дело в том,
что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений
об адресе юрлица грозит отказом в регистрации (п. 1 ст. 23 Федерального
закона от08.08.01 №129-ФЗ). Кроме того, налоговики могут прийти
к выводу, что аренда — это фикция, направленная на получение
необоснованной налоговой выгоды.
В связи с этим нужно создать как минимум одно
стационарное рабочее место на срок более одного месяца (абз. 20 п. 2 ст.
11 НКРФ). А в арендованном помещении должны находиться сотрудники,
которые выполняют реальные трудовые функции.
Регистрация спецтехники не в ГИБДД, а в органах Гостехнадзора существенно уменьшит ставку налога
В чем экономия. За счет
разницы в ставках, установленных для грузовых автомобилей и для иных
самоходных транспортных средств. Для второй категории транспортного
средства ставки налога существенно ниже. Например, в Москве по грузовому
автомобилю мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. ставка
составляет 38 рублей. В то время как по самоходной машине — 25 рублей
(ст. 2 Закона г.Москвы от09.07.08 №33).
Как работает схема. Компания
регистрирует транспортное средство не в ГИБДД, а в органах
Гостехнадзора. По мнению Минфина России, это основание для разграничения
квалификации машин. То есть в первом случае автомобиль будет считаться
грузовым, во втором — иным самоходным транспортным средством (письма
от27.06.08 №03-05-05-04/12). Суды соглашаются с такой логикой
финансового ведомства (например, постановления федеральных арбитражных
судов Западно-Сибирского от19.05.08 №Ф04-3019/2008(5073-А75-40)
и Центрального от24.03.08 №А62-2059/2007 округов).
Меры безопасности. Практика
показывает, что при проверке налоговики пытаются переквалифицировать
самоходное транспортное средство в грузовой автомобиль. Например,
в одном из дел инспекторы пытались это сделать в отношении БелАЗа. Они
представили в суд Общероссийский классификатор основных фондов ОК013–94,
утвержденный постановлением Госстандарта России от26.12.94 №359,
согласно которому по коду 15 3410020 числятся грузовые автомобили,
дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения:
бортовые, фургоны, автомобили-тягачи, автомобили-самосвалы). Но суд
не принял это в качестве надлежащего документа, поскольку он не является
нормативом.
В свою очередь компания привела довод о том,
что требования к карьерным самосвалам устанавливают ГОСТ 30537–97 и ОСТ
37.001.490–90, согласно которым «БелАЗ — это самосвал карьерный,
самоходная карьерная колесная машина, эксплуатирующаяся вне
автомобильных дорог общего пользования». В результате суд пришел
к выводу, что компания правомерно уплачивала транспортный налог
по пониженной ставке, установленной для самоходных машин (постановление
Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от27.04.05
№Ф04-7943/2004(9863-А27-37)).
Снятие с учета спецтехники, эксплуатируемой только на территории компании, избавит от уплаты налога
В чем экономия. Экономия
достигает 100 процентов, так как налог не уплачивается вовсе. Дело
в том, что автомототранспортные средства, имеющие максимальную
конструктивную скорость 50 км/ч, и прицепы к ним, а также
не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего
пользования, в Гостехнадзоре не регистрируются (п. 2 постановления
Правительства РФот12.08.94 №938 «Огосударственной регистрации
автомототранспортных средств идругих видов самоходной техники
натерритории РФ»). Соответственно, оснований для уплаты налога нет.
Как работает схема. Приобретая
транспорт, компания просто не регистрирует его в Гостехнадзоре
и в органах ГИБДД. Если машина в организации уже есть, то ее снимают
с учета, что избавляет от обязанности платить по ней налог (см. схему
2).
Схема 2. Снятие с учета спецтехники, которая эксплуатируется только на территории компании
Меры безопасности. При данном
способе оптимизации важно учитывать, что не все транспортные средства,
используемые на территории компании, можно не регистрировать
в Гостехнадзоре. В частности, если тракторы (кроме мотоблоков),
самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные
и другие машины имеют рабочий объем двигателя внутреннего сгорания более
50 куб. см, то регистрацию придется пройти (п. 1.4 Правил
государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных
ииных машин иприцепов кним органами государственного надзора,
утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.95). Таким образом, если,
к примеру, по территории компании передвигается даже небольшой погрузчик
или трактор с объемом двигателя более 0,5 л, то могут возникнуть
налоговые риски.
При возникновении претензий со стороны
проверяющих налогоплательщики приводят следующие доводы в свою защиту.
При разрешении гражданско-правовых споров некоторые арбитражные суды
приходили к выводу, что самодвижущиеся машины, имеющие производственное
назначение — землеройные машины, экскаваторы, бульдозеры, земснаряды,
тракторы, сельскохозяйственные комбайны — не транспортные средства. Так
как с точки зрения целевого использования их способность перемещаться
в пространстве носит лишь вспомогательный характер (постановление
Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от15.12.11
№А21-708/2011).
В другом деле Федеральный арбитражный суд
Поволжского округа пришел к выводу, что экскаватор Hitachi ZX 200–3
не является транспортным средством, так как это строительная техника.
Именно под таким названием фигурировала машина в актах приема-передачи
на аренду (постановление от02.03.09 №А65-6054/2008).
Уменьшать мощность двигателя авто выгодно при пограничных значениях ставок налога
В чем экономия. Если уменьшить
количество лошадиных сил автомобиля, то ставка транспортного налога
снизится. Схема хорошо работает при пограничных значениях количества
лошадиных сил. Например, снизив показатель с 235 л.с. до 225 л.с.,
экономия по транспортному налогу в отношении легкового автомобиля
в Москве составит 10 рублей (75 – 65).
Как работает схема. Есть
несколько вариантов. Первый — компания проходит процедуру
переосвидетельствования (испытания) двигателя. Существуют
сертифицированные центры, которые занимаются переоборудованием
двигателя. По итогам испытания выдается заключение о том, что автомобиль
уже не выдает заявленную производителем мощность по причине выработки
своего ресурса либо неисправности (см. схему 3).
Схема 3. Уменьшение мощности автомобиля
Другой способ работы схемы — тюнинг двигателя.
Можно уменьшить режим работы турбин или механических нагнетателей или
вовсе их отключить. В этом случае нужно получить заключение
о переоборудовании транспортного средства и свидетельство о безопасности
конструкции транспортного средства.
Замена двигателя на менее мощный — еще одна
альтернатива работы схемы. В любом случае по итогам проведения всех
работ по двигателю компания обращается в органы ГИБДД для внесения
соответствующих изменений в ПТС транспортного средства. Новые данные для
расчета налога контролеры получат из регистрирующего органа.
Меры безопасности. Все виды
переоборудования и тюнинга двигателя безопаснее проводить
в специализированных сервисах, чтобы потом не возникло проблем
с доказыванием факта проведения работ. Испытания мощности и других
технических характеристик автомобиля также лучше осуществлять
в сертифицированных сервис-центрах, которые имеют право заниматься таким
видом деятельности.
В интернете масса рекламы, где за 3500 рублей
предлагают сделать все технические бумаги и на их основании внести
изменения в ПТС. Это незаконные действия мошенников, которые могут
привести к серьезным налоговым последствиям.
Уплата налога по ставкам, установленным для физлиц, или регистрация авто на них позволит сэкономить налог
В чем экономия. На один
и тот же вид транспортного средства, той же категории и мощности
некоторые субъекты РФ неправомерно устанавливают разные ставки
транспортного налога — для физических лиц ниже, чем для юридических.
Например, в Республике Татарстан по легковым
автомобилям мощностью до 100 л.с. в отношении организаций ставка
составляет 25 рублей, а в отношении физлиц — 10 рублей (ст. 5 Закона
Республики Татарстан от 29.11.02 № 24-ЗРТ). Однако дифференциацию
в зависимости от статуса налогоплательщика Налоговый кодекс
не предусматривает (п. 1, 2, 3 ст. 361 НК РФ). Поэтому налогоплательщик,
для которого установлена более высокая ставка, вправе уплачивать налог
по меньшей ставке (постановление Президиума ВАС РФот27.01.09 №11519/08).
Как работает схема. Если
компания не хочет спорить с налоговиками о возможности применять
пониженные ставки, установленные для физлиц, то автомобиль оформляется
на гражданина (например, учредителя) и берется у него в аренду. Еще
вариант: компания продает автомобиль индивидуальному предпринимателю или
учредителю-физлицу, после чего также арендует его (см. схему 4). Это
позволяет также получить экономию по налогу на прибыль за счет арендных
платежей.
Схема 4. Аренда транспортного средства у ИП или физлица
Меры безопасности. В данной
ситуации важно подтвердить, что аренда автомобиля у физического лица,
будь то учредитель, генеральный директор или любой иной гражданин,
оформляется не только на бумаге с целью получения налоговой экономии.
Кроме того, основной риск в данной схеме
заключается в утрате контроля над автомобилем. Дело в том, что если даже
физлицо выпишет на компанию генеральную доверенность, за ним все равно
сохраняется право совершать любые юридически значимые действия (продать
автомобиль, передать его в аренду другому лицу и т. п.). В связи с этим
вопрос документального оформления и формальных договоренностей
с физлицом — главная задача юристов компании.
Минус схемы в том, что компенсацию физлицу
затрат в виде транспортного налога компания не сможет учесть при
исчислении налога на прибыль. По мнению Минфина России, законодательство
не обязывает арендатора компенсировать арендодателю уплаченные им суммы
транспортного налога. Поэтому отсылка к положениям подпункта 1 пункта 1
статьи 264 НК РФ, разрешающим учесть в прочих расходах суммы налогов,
в данном случае необоснованна (письмо от04.07.06 №03-06-04-04/28).
Компании оформляют авто в собственность инвалида, получая стопроцентную экономию
В чем экономия. Если компания
оформит транспортное средство на лицо, которое имеет налоговые
преференции, то уплаты налога можно вовсе избежать. В частности,
в Москве освобождаются от уплаты налогов следующие граждане (п. 1 ст. 4
Закона г.Москвы от09.07.08 №33):
- Герои Советского Союза, Герои РФ, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;
- ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;
- ветераны и инвалиды боевых действий;
- инвалиды I и II группы;
- один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида;
- один из родителей (усыновителей) в многодетной семье.
Как работает схема. По сути,
принцип здесь такой же, как и в предыдущей схеме. Приобретая автомобиль,
компания оформляет его на лицо, указанное выше в перечне. С этим
гражданином заключает договор аренды, и компания пользуется транспортным
средством в производственных целях.
Меры безопасности. С налоговой
точки зрения этот способ оптимизации относительно безопасен. Ведь
аренда автомобиля у физлица — распространенное и законное явление.
Но налоговики могут давить на фиктивность сделки по аренде именно
с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Особенно, если
компания оформит инвалидов в штат.
Так, в одном из дел контролеры пришли к выводу,
что компания неправомерно пользовалась льготами по транспортному
налогу, предусмотренными в статье 9 Закона Московской области
от 24.11.04 № 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской
области». Смысл льготы заключался в том, что высвобожденные средства
направляются на социальную защиту и занятость инвалидов. При проверке
выяснилось, что высвобожденные 12 млн рублей компания потратила
следующим образом: на развитие организации и обеспечение занятости —
около 5 млн рублей, на социальные нужды — 17 тыс. рублей, на прочие
цели — около 7 млн рублей.
Кроме того, оказалось, что часть лиц,
учитываемых компанией при обосновании права на льготу (24 человека),
фактически не могли выполнять свои должностные обязанности. Так как
в силу специфики трудовой деятельности (обход теплотрасс, водных
и канализационных магистралей) такую работу не могли выполнять лица,
страдающие тяжелыми заболеваниями, в том числе имеющими первую группу
инвалидности. В результате суд поддержал налоговиков (постановление
Федерального арбитражного суда Московского округа от13.12.12
№А41-35975/10).