Законы могут иметь обратную силу, если они устраняют или смягчают ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах либо устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков ( п. 3 ст. 5 НК РФ )…

Это значит, что положения таких законов могут распространяться на ситуации, которые имели место до их принятия. Аналогичная норма предусмотрена частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ.

Однако Президиум ВАС РФ распространил это правило и на подзаконные акты ( постановление от 30.07.12 № 2265/12 ). Суд указал, что в целях применения административного права изменения инструкции ЦБ РФ имеют такую же обратную силу, как и законов.

Ранее в отношении налоговых правонарушений такие правила действовали в случае признания подзаконных актов не соответствующими законам о налогах и сборах или при установлении ответственности за налоговые правонарушения ( п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5 ). Теперь, апеллируя к мнению ВАС РФ, можно доказывать, что даже соответствующие кодексу подзаконные акты имеют обратную силу, если они выгодны налогоплательщикам (пример тому – постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.13 № 09АП-12154/2013 ).

Источник: постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.12 № 2265/12