комментируемое событие Законопроект
№ 609446–6 о внесении изменений в статью 283 части второй Налогового
кодекса РФ (в части сокращения срока переноса убытков на будущее
налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций)
основные темы Перенос убытков по налогу на прибыль
В Госдуму РФ 25 сентября 2014 года внесен
законопроект № 609446–6, который предлагает существенно уменьшить
предельный срок переноса убытков — с 10 до 4 лет. На момент подписания
журнала в печать он прошел все внутренние согласования и рекомендован
к рассмотрению.
Напомним, что суть переноса убытков на будущее заключается
в возможности уменьшения налогооблагаемой прибыли текущего года на сумму
убытков, полученных в предыдущих годах, в пределах суммы прибыли
текущего года (ст. 283 НКРФ). При этом перенос убытков сейчас ограничен
10-летним сроком, в течение которого убыток, полученный в том или ином
году, может учитываться при определении налоговой базы. На практике
перенос убытков на будущее является гарантией освобождения
налогоплательщика от уплаты налога на прибыль до тех пор, пока общий
финансовый результат деятельности налогоплательщика за 10 лет
не достигнет прибыльного уровня.
Надо отметить, что ранее в период с 2002 по 2005 год сумма
переносимого убытка не могла уменьшать налоговую базу текущего периода
более чем на 30 процентов, а в 2006 году — более чем на 50 процентов.
Причем 10-летний срок, установленный Налоговым кодексом, действовал
с момента введения главы 25 НК РФ о налоге на прибыль организаций.
Без переходных положений последствия не ясны
Текст законопроекта достаточно лаконичен. Он просто вносит поправки
о сокращении срока, предусмотренного статьей 283 НК РФ, и устанавливает,
что с 2015 года убытки, полученные налогоплательщиком, смогут уменьшать
налоговую базу в течение не 10, а только 4 лет, следующих за периодом
получения убытков.
При этом документ не содержит каких-либо переходных положений,
и остается непонятным следующее. В случае принятия поправок сокращается
срок, в течение которого налогоплательщики будут вправе уменьшить
налоговую базу на убытки. Но распространяется ли это требование и на тех
налогоплательщиков, которые сейчас учитывают убытки, возникшие
за пределами четырех лет? Смогут ли они продолжать уменьшать налоговую
базу на эти суммы или они это право потеряют?
Пункт 2 статьи 5 НК РФ говорит о том, что акты законодательства
о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков или
плательщиков сборов, обратной силы не имеют. Поэтому возникает вопрос
о правомерности лишения с 2015 года налогоплательщиков, ранее получивших
убытки и не до конца использовавших свое право на их перенос, права
уменьшать на них налоговую базу. Это может обернуться для них
необходимостью изыскания новых источников финансирования или
необходимостью изменения их ценовой политики, что повлияет
на экономическую ситуацию на их рынках, а впоследствии может повлиять
и на общую экономическую ситуацию в стране, в том числе и на объем
прямых инвестиций с учетом длительных сроков окупаемости многих
инвестиционных проектов.
Представляется, что уточнение порядка внесения изменений или
дополнение законопроекта определенными переходными положениями,
основанными на более тщательном изучении экономических последствий
законопроекта, позволило бы добиться устранения соответствующего
правового пробела.
Законодатель сетует на потери бюджета
В пояснительной записке к законопроекту большое внимание уделено
мотивировке его принятия. Основным аргументом служит существенное
недопоступление сумм налога на прибыль организаций в бюджеты в связи
с переносом налогоплательщиками убытков на будущее. На основании данных
из отчетов ФНС России сделаны выводы о том, что потери
консолидированного бюджета, вызванные переносом убытков, оцениваются
в 2012–2013 годах в 4–6 процентов от общего объема поступлений по налогу
на прибыль.
Впрочем, ни в пояснительной записке к законопроекту, ни в упоминаемых
в ней отчетах ФНС России не конкретизируется, убытки каких именно
периодов являются основной причиной этих потерь бюджета. Фискальная
эффективность законопроекта также может быть поставлена под сомнение
неоднозначными последствиями для инвесторов, о которых упомянуто выше.
В долгосрочной перспективе поправки могут ухудшить состояние налогового
и инвестиционного климата в России, а значит, привести к неблагоприятным
макроэкономическим последствиям.
В поддержку законопроекта в пояснительной записке также приводится
аргумент об обеспечении единообразия в вопросе о сроке хранения
документов, связанных с исчислением налогов. Якобы в настоящий момент
компании, которые переносят убытки, вынуждены хранить документы,
подтверждающие их получение, в течение 10 лет, а общий срок,
установленный подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 НК РФ, равен 4 годам.
Однако такого единообразия все равно добиться не удастся, так как
существует множество иных исключений из правил. Например, срок хранения
первичных документов, отражающих формирование первоначальной стоимости
амортизируемого имущества, превышает четыре года. Поэтому аргументом
в пользу принятия законопроекта это соображение служить не может.
Что касается прочих доводов разработчиков (повышение ответственности
налогоплательщика в организации безубыточной деятельности, создание
резервного капитала и использование его на покрытие образовавшихся
убытков, направление нераспределенной прибыли прошлых лет на покрытие
убытков отчетного года), то они направлены на изменение мотивации
компании при планировании деятельности. Компания, по мысли законодателя,
должна меньше думать об обновлении и расширении своих производственных
возможностей, больше — о безубыточности и об интересах бюджета.
Сергей Тараканов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса:
Мнение чиновника
Автор статьи верно отметил, что, согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ,
акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение
налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной
силы не имеют. Поскольку законопроект предусматривает сокращение срока
перенесения налогоплательщиками убытка (убытков), полученного
в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах,
на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций с 10 до 4
лет, то он, очевидно, ухудшает положение налогоплательщиков. Поэтому,
по моему мнению, в случае вступления законопроекта в силу с 2015 года
сокращение затронет убытки, полученные в 2015 году и в последующие
налоговые периоды, а убытки за периоды до 2015 года налогоплательщики
по-прежнему смогут правомерно переносить в течение 10 лет.
Геннадий Сандырев, руководитель группы компаний «Налоги и право»:
Мнение эксперта
Вносимые в Налоговый кодекс изменения для организаций — плательщиков
налога на прибыль могут иметь как положительные, так и отрицательные
последствия. С одной стороны, уменьшение срока переноса убытков позволит
компании хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка,
не в течение 10 лет, а 4 года. Это скорее улучшает положение
налогоплательщика, чем ухудшает, но уж точно не может являться
обоснованием для сокращения сроков переноса убытков. С другой стороны,
действующая редакция статьи 283 НК РФ позволяет плательщикам налога
на прибыль переносить убыток, полученный в текущем налоговом периоде,
на будущее в течение 10 последующих лет. Но в случае изменения срока
переноса убытка, если в течение 4 лет суммы прибыли, полученной в этих
периодах, окажется недостаточно, для того чтобы учесть сумму ранее
полученного убытка, организация уже по истечении этого срока будет
лишена права учесть сумму остатка убытка. С учетом изложенного, можно
сделать вывод о том, что на большинстве налогоплательщиков поправки
скажутся негативно. Многие компании используют перенос убытков
на будущее как один из самых действенных законных методов снижения
налоговой нагрузки компании. Поскольку это не льгота, которую
предоставляют избранным, а всеобщее право.
Марина Зайкова, финансовый директор ГК СПЭЛЛ, председатель комитета по налогам общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
Мнение практика
Многие компании пользуются переносом убытков прошлых лет на будущие
периоды. Чтобы руководство не таскали по комиссиям по безубыточности
в ФНС и чтобы не портить показатели финансовой отчетности, компании, как
правило, растягивают убытки во времени. Они предпочитают понемногу,
но уплачивать налог на прибыль. 10 лет здесь достаточный срок, для того
чтобы проект средней фондоемкости начал приносить реальную прибыль
и давать реальные поступления в бюджет региона. Примечательно, что такую
поправку в Налоговый кодекс вносит Костромская областная дума. То есть
именно региональные законодатели всерьез задумываются о том, как
увеличить поступления в свои бюджеты. Давайте смоделируем последствия.
Компания, инвестирующая в реальный сектор, показав реальные убытки
в течение первых четырех лет, рискует оказаться без кредитной поддержки
из-за плохих финансовых показателей. Далее, не списав все убытки
в течение следующих четырех лет, она начинает уплачивать налог
на прибыль, фактически не перейдя порога окупаемости проекта, то есть
дополнительно увеличивая свои реальные убытки. Не лучше ли попробовать
увеличить собираемость налога на прибыль в регионах, создавая
благоприятный инвестиционный климат, а не ухудшая положение инвесторов?