Ирина Бушуева, аттестованный аудитор
В ЭТОЙ СТАТЬЕ:
Налоговая нагрузка в Крыму может быть намного ниже обычной;
Право на получение льгот дает договор об участии в СЭЗ;
За нарушение договора с властями грозит лишь потеря льгот.
С 1 января 2015 года Республика Крым и город
Севастополь признаются свободной экономической зоной сроком на 25 лет
(ст. 8, 9 и 23 Федерального закона от 29.11.14 № 377-ФЗ «О развитии
Крымского федерального округа и свободной экономической зоны», далее —
Закон № 377-ФЗ). Для ее участников установлен льготный порядок
налогообложения и выгодные таможенные условия. Однако, чтобы получить
налоговую экономию, компаниям придется вести реальную деятельность.
Поскольку законодатели создали препятствия для получения льгот путем
фиктивной деятельности на Крымском полуострове.
Налоговая нагрузка в свободной экономической зоне снижена в несколько раз
Компании, которые являются участниками свободной экономической зоны
(далее — СЭЗ), получают множество налоговых преференций (ст. 2
Федерального закона от29.11.14 №379-ФЗ, далее — Закон № 379-ФЗ). Но они
касаются только бизнеса в рамках договора об осуществлении деятельности
в СЭЗ (см. подверстку). То есть если у организации есть иные операции,
то по ним применяются общие ставки и действуют общие требования
НК РФ (п. 22 ст. 13 Закона №377-ФЗ).
Получение статуса участника СЭЗ потребует существенных затрат
Налоговые льготы свободной экономической зоны могут применять только
те компании, которые получили статус ее участника. То есть простой
регистрации организации на территории Крыма и постановки на налоговый
учет для этого недостаточно. Подчеркнем, что речь идет именно
об отдельном юридическом лице. Филиалы, представительства и иные
обособленные подразделения российских компаний не могут получить статус
участника СЭЗ, так как они не зарегистрированы на территории Республики
Крым и города Севастополя (п. 1 ст. 13 Закона №377-ФЗ).
Претендент должен представить в высший исполнительный орган власти
региона заявление о заключении договора с приложением инвестиционной
декларации (п. 2 и 3 ст. 13 Закона № 377-ФЗ). Она должна содержать
в себе сведения о целях проекта и видах деятельности,
технико-экономическое обоснование проекта с указанием количества
планируемых рабочих мест и размера средней зарплаты, общий объем
и график капитальных вложений в проект. Причем в первые три года
их объем не может быть меньше 3 млн рублей для субъектов малого
и среднего бизнеса и 30 млн рублей — для прочих лиц.
Если уполномоченный орган принимает положительное решение,
то он заключает договор с компанией-претендентом. Тогда в течение трех
дней ее вносят в реестр участников СЭЗ. Только после этого организация
приобретает статус участника СЭЗ (п. 19 ст. 13 Закона №377-ФЗ). Если
компания продолжает осуществлять также деятельность, не предусмотренную
СЭЗ-договором, то для получения льгот она должна вести раздельный учет
доходов и расходов.
Максимальная ставка налога на прибыль в СЭЗ — 13,5 процента.
Ставка в отношении налога на прибыль, зачисляемого в федеральный
бюджет, установлена на уровне 0 процентов. Она применяется в течение 10
лет, начиная с первого налогового периода, в котором участник СЭЗ
получил прибыль. К примеру, если положительный финансовый результат
будет только по итогам третьего года, то общий срок неуплаты налога
на прибыль в федеральный бюджет увеличится до 12 лет. Ставка в отношении
налога, перечисляемого в бюджет субъектов, устанавливается
на пониженном уровне, но ее максимальная величина не может превышать
13,5 процента. Такой порядок предусмотрен пунктом 1.7 статьи 284 НК РФ.
Основные средства амортизируются в два раза быстрее.
Участники СЭЗ имеют право применять специальный коэффициент, но не выше
2 к амортизации собственных основных средств (подп. 3 п. 1 ст. 259.3
НКРФ). При этом никаких ограничений по амортизационным группам,
по местонахождению объектов или по дате их постановки на учет
не установлено.
Налог на имущество организаций можно не платить в течение 10 лет.
Такое право закреплено в пункте 26 статьи 381 НК РФ. Но для его
использования компания должна соблюсти несколько условий. Первое —
имущество должно быть создано или приобретено в целях ведения
деятельности на территории СЭЗ. Конечно, компания может заявить льготу
и по объекту, приобретенному до получения статуса участника СЭЗ. Но,
скорее всего, ей придется доказывать предназначенность актива для СЭЗ.
Если же объект использовался до получения такого статуса, то применить
льготу вряд ли получится.
Второе условие — имущество должно располагаться непосредственно
на территории Республики Крым или города Севастополя. Если участник СЭЗ
будет владеть объектами в других регионах России, то с них он будет
уплачивать налог на имущество в общем порядке.
Земельный налог можно не платить три года. Условия
применения этой налоговой льготы схожи с условиями для налога
на имущество. Земельный участок должен находиться в Крыму
и использоваться для СЭЗ-деятельности (п. 12 ст. 395 НКРФ). Льгота
предоставляется сроком на три года с месяца возникновения права
собственности на каждый земельный участок. Дата отсчета срока
показывает, что послабление предоставляется только тем участникам,
которые купили участки для целей исполнения СЭЗ-договора. Если же
компания давно владеет землей, то сэкономить на налоге не удастся.
Скорее всего, три года с момента получения права собственности уже
истекут.
Страховые взносы уплачиваются по тарифу 7,6 процента.
Участники СЭЗ уплачивают взносы в ПФР по тарифу 6 процентов, в ФСС
России — 1,5 процента и в ФОМС — 0,1 процента. Такие тарифы установлены
пунктом 1 статьи 58.4 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (ст. 2, 5
Федерального закона от 29.11.14 № 378ФЗ). Они применяются в течение 10
лет со дня получения статуса участника СЭЗ, начиная с первого числа
месяца, следующего за месяцем получения такого статуса. Однако есть еще
одно условие. Льгота распространяется только на тех участников СЭЗ,
которые получили такой статус в течение трех лет со дня создания зоны
(п. 4 ст. 58.4 Федерального закона от24.07.09 №212-ФЗ). То есть с 2015
по 2017 год включительно.
Ставки налогов на спецрежимах могут быть существенно снижены.
Республике Крым и городу Севастополю предоставлено право уменьшить
ставки единого налога при упрощенке для всех налогоплательщиков или для
их отдельных категорий (п. 3 ст. 346.20 НКРФ). Так, в 2015–2016 годах
ставки могут равняться 0 процентов, а в 2017–2021 годах при объекте
«доходы» — 3–4 процента, при объекте «доходы минус расходы» — от 3 до 10
процентов. В 2015–2016 годах ставку сельхозналога два крымских субъекта
могут снизить с 6 процентов до нуля, а в следующие пять лет — до 4
процентов. Это прописано в пункте 2 статьи 346.8 НК РФ.
Налоговую нагрузку нельзя повышать в течение действия договора с участником СЭЗ.
Даже если законодатели примут федеральные законы, которые приведут
к увеличению налоговой нагрузки, то такие законы не применяются
к участникам СЭЗ. Но только в течение действия договора участника СЭЗ.
Такие гарантии закреплены в пункте 1 статьи 16 Закона № 377ФЗ. Методика
расчета налоговой нагрузки пока еще не разработана. Этим должен
заниматься федеральный орган, уполномоченный Правительством РФ (п. 5 ст.
16 Закона №377-ФЗ). По этой методике будет определяться налоговая
нагрузка на день получения компанией статуса участника СЭЗ и на день
вступления в силу новых законов. В случае увеличения нагрузки
принимается решение о том, какие нормы компания вправе не применять.
Российская компания может перевести часть бизнеса в Крым
На первый взгляд, условия получения статуса участника СЭЗ довольно
жесткие. Однако если компания планирует расширять свой реальный бизнес
(а не просто создать фиктивную транзитную компанию) или переформировать
уже существующее подразделение, то она вполне может воспользоваться
этими льготами. Для этого основная компания может вывести некоторые
функции на дочернее юрлицо, которое будет зарегистрировано в Крыму
и с которым она будет работать в паре. Но такая форма бизнеса будет
иметь свои нюансы.
Крымская компания должна иметь возможность работать на удаленке.
Ведение деятельности на территории СЭЗ является одним из основных
условий договора. Если в Крыму будет зарегистрирована пустышка, а все
работники будут трудиться в обособленных подразделениях в других
регионах России, то СЭЗ-договор с такой компанией либо не заключат, либо
быстро расторгнут. Поэтому более рационально переводить на крымскую
компанию такие функции, которые можно исполнять на удаленном доступе.
К примеру, консультационную часть юридического отдела.
Либо персоналу основной компании придется переехать в Крым или дочерней компании — нанять местных специалистов.
В Законе №377-ФЗ нет требования, чтобы рабочие места заполнялись
работниками с крымской постоянной регистрацией. Поэтому персонал
основной компании может продолжать исполнять свои функции, но уже
по новому месту работы. Если для регистрации организации выбрать
не курортную зону, то затраты на съем жилья вряд ли будут существенными.
Кроме того, часть должностей компания может занять местными
специалистами.
График капитальных вложений должен обосновывать отсрочку вложения денег.
Если регистрация компании в Крыму преследует цель получить налоговую
экономию, то для владельца бизнеса выгоднее отсрочить момент капитальных
вложений в этот проект. Однако от графика капвложений будет зависеть
в том числе получение статуса участника СЭЗ. Поэтому такой временный
перекос необходимо будет очень тщательно обосновать исходя из специфики
бизнеса. К примеру, при организации юридической компании основным
капвложением может быть выкуп собственного помещения по итогам работы
за первые два года. Но не исключено, что такие планы не позволят
получить статус участника.
Цены по сделкам с компаниями — участниками СЭЗ будут контролироваться
Если при организации крымской «дочки» компания планирует переводить
на нее значительную часть своей прибыли путем завышения цен на услуги
«дочки», то для этого есть существенное препятствие. Сделки обычных
компаний с участниками СЭЗ признаются контролируемыми, если сумма
доходов по сделкам превысит 60 млн рублей за год (подп. 5 п. 2 и п. 3
ст. 105.14 НК РФ, ст. 1 Закона № 379-ФЗ). При несоблюдении этого лимита
основная компания должна подать уведомление в свою инспекцию по всем
контролируемым сделкам с данным участником СЭЗ (п. 2 ст. 105.16 НКРФ).
Но поскольку непредставление такого уведомления наказывается штрафом
в размере всего лишь 5 тыс. рублей (ст. 129.4 НКРФ), то вряд ли это
требование будет препятствием для получения налоговой экономии.
Отметим, что норма о контролируемости сделок делает бессмысленным
использование однодневок на территории СЭЗ. Для этого придется затратить
слишком много сил и средств. При этом выгода будет той же самой, что
и по обычной однодневке, которая просто не платит налоги. А вот риск
повышается из-за того, что после проверки цен по сделке основной
компании могут доначислить налоги.
Есть возможность пользоваться дешевым импортом
Свободная экономическая зона в Крыму предусматривает свободную
таможенную зону (далее — СТЗ) на территории Республики Крым и города
Севастополя (ст. 8 Закона №377-ФЗ). То есть в этих регионах импортные
товары могут использоваться без уплаты таможенных пошлин или налогов,
а также без применения мер нетарифного регулирования (ст. 10 Соглашения
по вопросам свободных экономических зон на территории Таможенного союза
от 18.06.10). Если компания — участник СЭЗ будет использовать в своем
производстве такие товары, то она получит экономию на таможенных
платежах и налогах по сравнению с аналогичным производством в другом
регионе России. Но есть одно препятствие. Продукция, произведенная
из товаров иностранного производства, может размещаться и использоваться
только на территории СТЗ (п. 5 ст. 18 Закона №377-ФЗ). И если крымский
производитель планирует вывезти продукцию из СТЗ в другие регионы,
то ему придется пройти таможенную процедуру.
Однако законодатели предусмотрели несколько исключений. В частности,
для транспортных средств, которые осуществляют перевозки между СЭЗ
и другими регионами России или другими странами (п. 16 ст. 18 Закона
№377-ФЗ). Их можно использовать где угодно без дополнительных платежей,
если компания-владелец является участником СЭЗ. Хотя Правительство
РФ вправе ограничить срок их пребывания вне СЭЗ, но пока такого
постановления нет. Этот пункт делает выгодным перевод в Крым
транспортного подразделения, которому необходимо обновить парк. Однако
отсутствие прямого автосообщения с остальными регионами России пока
позволяет серьезно вести речь лишь о водном или воздушном транспорте.
Другое исключение — иностранное оборудование, введенное
в эксплуатацию, и товары, использованные для строительства объектов
недвижимости на территории СЭЗ. Они признаются товарами Таможенного
союза по истечении пяти лет с момента их помещения под таможенную
процедуру СТЗ (п. 18 ст. 18 Закона №377-ФЗ). После окончания этого срока
активы могут использоваться на всей территории России без уплаты
дополнительных платежей и сборов.
Лишить компанию льгот сможет только суд
Участник СЭЗ теряет право на применение налоговых и таможенных льгот
только со дня внесения в Единый реестр участников СЭЗ записи о его
исключении. Это прямо прописано в пункте 26 статьи 13 Закона № 377-ФЗ.
Никаких штрафов, доначислений или иных мер наказания не предусмотрено.
Не предусмотрено и автоматическое исключение при выявлении тех или иных
нарушений. В принудительном порядке исключить из реестра могут только
по решению суда (п. 23 ст. 13 Закона №377-ФЗ). Причиной этого может
стать факт занижения объема капвложений по сравнению с графиком или
ведение в СЭЗ деятельности, не предусмотренной договором (п. 3 ст. 14
Закона №377-ФЗ).
Получается, что компания-нарушитель может продолжать пользоваться
налоговыми и таможенными льготами достаточно много времени. Пока
нарушение выявят, пока подадут в суд, пока будет длиться судебное
разбирательство с учетом апелляционного обжалования. То есть может
пройти от трех до пяти лет в зависимости от оперативности органов,
которые будут выявлять нарушения СЭЗ-договоров. В итоге компании грозит
только то, что у нее отберут право на льготы, но не заставят доплачивать
налоги за прошедшие периоды.
Источник: Журнал «Практическое налоговое планирование»