Одной из вех в эффективном развитии любой экономической системы является открытость, когда компании получают отличную возможность работать сразу в нескольких странах, активно используя их трудовые, природные, капитальные ресурсы и иной потенциал. Однако именно здесь большинство фирм оживает серьезная проблема, которая в экономической практике получила название феномена двойного налогообложения.
Для экономики России вопрос разрешения проблемы двойного налогообложения остается крайне актуальным, поскольку он способствует улучшению инвестиционного климата, что обеспечит масштабные вливания в национальную экономику, что не может не отразиться на ВВП. Тем не менее, отдельные вопросы в деле урегулирования экономического и юридического двойного налогообложения в РФ пока решены. В этом свете, стоит рассмотреть эти аспекты более подробно.
Юридическое двойное налогообложение в России
В современном налоговом законодательстве РФ нет конкретных ограничений относительно двойного налогообложения. Однако можно заметить, что в старом ФЗ «Об основах налоговой системы РФ» уже был определен принцип однократности налогообложения. Он состоял в том, что один объект может облагаться всего лишь одним видом налога и не более одного раза.
В действующем НК РФ статьи относительно однократности нет, более того, встречаются случаи обложения одного объекта двукратно. В частности, речь идет о транспортном налоге и налоге на имущество организаций. Это можно проследить в следующих статьях Налогового кодекса:
- 374 — устанавливает, что в качестве объекта налога на имущество компаний выступают движимые и недвижимые объекты, находящееся на балансе фирмы;
- 358 — определяет, что налогом на транспорт облагаются все виды транспортных средств.
Получается, что автомобили, находящиеся на балансе компаний облагаются дважды. Тем не менее, судебные инстанции устанавливают, что объект по обоим обязательным платежам проходит один и тот же, но налогооблагаемая база в обоих случаях разная. Так, налог на имущество компаний взимается исходя из стоимости автомобиля, а транспортный налог – в зависимости от его мощности. Однако в этом случае речь идет все же о двойном налогообложении, которое оказывает весьма негативное воздействие на бизнес.
Экономическое двойное налогообложение в российской экономике
Ныне Россия имеет ряд международных соглашений, которые помогают ей уладить вопрос двойного налогообложения с 79-ю странами мира. В обширный перечень входят все страны СНГ, а также государства Юго-Восточной Азии и ЕС.
В статье 15 Конституции РФ установлено, что при возникновении противоречий между внутренним законом и международным законодательным актом, нормы последнего признаются единственно правильными.
В то же время в 2010 году было установлено, что такая категория бизнеса, как иностранные ассоциированные предприятия облагаются на территории страны налогом по российским ставкам.
Одновременно с этим действуют и нормативно-правовые акты, которые устанавливают, что:
• Иностранная фирма в России не может облагаться большими налогами, чем резиденты страны;
• Перечисление средств за рубеж в форме процентного дохода не запрещается, но отслеживается соответствующими государственными органами.
Механизмы урегулирования двойного налогообложения в России
В настоящее время в стране приняты довольно прогрессивные с позиции урегулирования двойного налогообложения принципы в том числе:
- Установление резиденции налогоплательщика и формирование механизма взимания налогов с учетом данного фактора;
- Учет местонахождения покупателя товара, места совершения сделки или предоставления услуги;
- Определение режима деятельности (через деловое учреждение, независимого агента или по контракту);
- Полномасштабный учет налогов, уплачиваемых компанией за рубежом.
Целесообразно привести пример действия международного договора по устранению двойного налогообложения в России. В республике Коми одна из организаций осуществила процентные выплаты в размере 850 000 рублей своему зарубежному партнеру из Албании без исчисления, а, следовательно, без уплаты в бюджет налога на прибыль. Этот факт был установлен в ходе выездной налоговой проверки.
В итоге компании из Сыктывкара ИФНС начислила:
- Налог на прибыль в размере 20% от суммы процентных выплат, что составило в рублях 170 000;
- Пеня в размере 51 000 рублей (ст. 122);
- Налоговая санкция за сокрытие от налоговых органов (ст.122) – 34 000 рублей.
Итоговая сумма составляет 225 000 рублей. Тем не менее, выяснилось, что в Албании ставка налога на процентный доход составляет 10%. В связи с этим сумма выплат была пересчитана с учетом пониженной ставки и составила в целом 170 000 рублей, уже с учетом пеней и штрафов.
Таким образом, Россия ныне стоит на пути формирования наиболее эффективной налоговой системы, которая исключает возможности, как юридического, так и экономического двойного налогообложения. Однако для достижения оптимального результата потребуется не только внести коррективы в национальное законодательство, но и уладить отдельные вопросы внешнеэкономического сотрудничества с отдельными странами.