А. И. Серова
эксперт журнала «Строительство: акты и комментарии для бухгалтера»
Правомерность применения коммерческими организациями пониженной
ставки земельного налога в размере 0,3% в отношении земельных участков,
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения с видом
разрешенного использования «для дачного хозяйства», «для дачного
строительства» является предметом постоянных дискуссий уже на протяжении
нескольких лет.
Так, Минфин неоднократно указывал, что использование
льготного налогообложения по ставке 0,3% допускается в отношении тех
земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые
предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке
некоммерческим объединениям граждан. В отношении земельного
участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным
использованием «для дачного строительства», «для дачного
строительства с правом возведения жилого дома», принадлежащего
коммерческой организации, должна применяться налоговая ставка, установленная
для прочих земельных участков в размере, не превышающем 1,5%
кадастровой стоимости участка (письма от 04.12.2013 № 03‑05‑06‑02/52781,
от 11.02.2013 № 03‑05‑04‑02/3224, от 04.07.2012
№ 03‑05‑05‑02/76, от 21.05.2012 № 03‑05‑05‑02/74
и др.). Аналогичного мнения придерживаются налоговые органы на местах
(см., например, решения УФНС РФ от 19.11.2014 и от 08.09.2014).
Причем неправомерность исчисления налога исходя
из пониженной ставки была не раз подтверждена на уровне определений
ВАС РФ (от 22.03.2011 № ВАС-2745/11 по делу
№ А26-3024/2010, от 21.01.2013 № ВАС-15663/12 делу
№ А41-42470/2011, от 19.02.2014 № ВАС-1310/14
по делу № А41-49641/12).
Однако в судебной практике встречался
и противоположный подход, в соответствии с которым размер ставки
зависит от вида земельного участка, а не от категории
налогоплательщика, в собственности которого он находится. Поэтому
организации, приобретающие «дачные» участки в целях строительства
на них загородных поселков, вполне могут воспользоваться льготной ставкой.
Такие выводы представлены, например, в Постановлении Десятого
арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 по делу
№ А41-46126/12[1].
Еще один пример в пользу налогоплательщиков – дело
№ А41-63325/13, в котором судьи трех инстанций[2] последовательно
указывали на незаконность вывода инспекции о неправомерном применении
организацией пониженной ставки налога в размере 0,3% в отношении
принадлежащих ей на праве собственности 354 земельных участков, отнесенных
к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного
использования «для дачного хозяйства» (144 участка)
и «для дачного строительства» (210 участков). По мнению
арбитров, пониженная ставка земельного налога, установленная в отношении
земельных участков «для дачного хозяйства» (что тождественно
«для дачного строительства»), должна применяться в отношении
земельных участков с соответствующим правовым режимом
как некоммерческими, так и коммерческими организациями
при условии использования этих земельных участков по целевому назначению.
Поскольку в данном случае на спорных земельных участках организация
ведет строительство дачного комплекса, то есть земельные участки
используются по целевому назначению, применение ставки налога
в размере 0,3% обоснованно. В результате арбитры отменили решение
налогового органа, согласно которому застройщику доначислено 1,4 млн руб.
земельного налога, 66 тыс. руб. пеней и 279 тыс. руб. штрафа по п. 1
ст. 122 НК РФ.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой
в ВС РФ. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ
решила: по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного
налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических
лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных
потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства,
в то время как общество осуществляет на этих участках строительство
дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим
лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях
извлечения прибыли.
Действующее законодательство не запрещает продажу
некоммерческими организациями и физическими лицами в собственность
юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования
«для дачного хозяйства» и «для дачного строительства». Однако отсутствие
такого ограничения не означает, что покупатель земельного участка –
юридическое лицо (коммерческая организация) имеет возможность использовать тот
объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который
принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство
в целях, установленных Федеральным законом от 15.04.1998 № 66‑ФЗ
«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях
граждан». Переход права на земельный участок, находящийся
во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения
дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения
личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения
дачного хозяйства, к юридическому лицу не связан с реализацией
указанных целей. Следовательно, коммерческая организация лишена права применять
пониженную ставку земельного налога в отношении спорных земельных участков
(Определение от 18.05.2015 № 305‑КГ14-9101 по делу № А41-63325/13).
Появление комментируемого судебного акта подтверждает,
что попытки доказать в суде обоснованность использования льготной
ставки земельного налога обречены на неудачу. Поэтому если организация
начисляла налог по льготному тарифу, то ей целесообразно
самостоятельно произвести перерасчет налога, рассчитать сумму пени, перечислить
обе суммы в бюджет, представить в налоговый орган уточненную
декларацию и внести изменения в бухгалтерский учет. Это позволит
избежать взыскания штрафа за неуплату налога.
[1]
Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 25.09.2013
по делу № А41-46126/12.
[2]
Решение Арбитражного суда Московской области от 03.04.2014, постановления
Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 и АС МО
от 05.11.2014.