Конституционный Суд Российской Федерации пояснил, каким образом учитывается оплата переработок при расчете размера заработной платы при оценке ее соответствия МРОТ. Суть дела заключалась в том, что гражданин Ж. работал сторожем в АО «В» с должностным окладом в размере 4268 руб., к которому применялись районный коэффициент и процентная надбавка за работу в приравненных к районам Крайнего Севера местностях. Также ему выплачивались и другие надбавки и доплаты, предусмотренные локальными нормативными актами работодателя. Сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни заявителя оплачивалась в повышенном размере исходя из установленного оклада. Последний был ниже регионального МРОТ, однако при оценке соответствия ему оплаты труда учитывался не только он, но и все выплаты, включая оплату сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Гражданин Ж. счел, что такие действия работодателя не позволяют ему получать справедливую заработную плату и обратился в суд.
КС РФ пришел к выводу, что заработная плата в размере не ниже МРОТ и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни должна быть в равной степени гарантирована каждому работнику. При этом месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в таких условиях не должна отличаться от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях.
Таким образом, пояснил Суд, повышенная оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни не должна включаться в МРОТ (Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019 г. № 17-П). А дело заявителя будет пересмотрено.