Аннулирование (отзыв) деклараций по НДС и налогу на прибыль // комментарий к письму ФНС от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247

Процедура по отзыву (аннулированию) налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, описанная в письме ФНС от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 основана на требованиях, установленных пунктом 5 статьи 80 НК РФ, согласно которой, налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации. В случае, если налоговым органом будет установлено, что налоговая декларация подписана неустановленным лицом, данная декларация будет считаться непринятой. В качестве оснований для проведения мероприятий налогового контроля в данном письме описывается целый ряд признаков, свидетельствующих о возможной непричастности подписанта к деятельности компании. В основном они связаны с низкими показателями деятельности компании, отсутствием по адресам регистрации, невозможностью выйти на контакт с представителями компании, сомнительными операциями по расчетному счету.

В таком случае, прежде чем принять решение об отзыве налоговых деклараций, налоговый орган проведет ряд мероприятий для подтверждения нарушения требований НК РФ. Во-первых, проверят полномочия лиц, подписавших декларации, имеющих сертификаты ключей электронных подписей и лиц, выдававших доверенности, в случае подписания декларации по доверенности при помощи проведения допроса. Во-вторых, если сомнения остались, налоговики проверят юридический адрес, запросят документы у банка и оператора ТКС для установления лиц, имеющих доступ к сертификату ключей электронной подписи. И наконец, проведут экспертизу в целях проверки достоверности подписей.

После проведения всех мероприятий, также, будет необходимо убедить вышестоящий налоговый орган в своей правоте и получить официальное разрешение. И все это необходимо сделать в трехмесячный срок с даты подачи декларации до завершения срока проведения камеральной налоговой проверки. Налоговики аннулировали декларации и ранее, однако, для этого не требовалось согласование с вышестоящим налоговым органом. Теперь ФНС существенно улучшило положение налогоплательщиков, установив порядок согласования и основания для аннулирования деклараций территориальными налоговыми органами.

При этом, инструкция предполагает закрытый перечень оснований, по которому возможно принятие решения об отзыве (аннулировании) налоговых деклараций:
osnovaniya-anulirovaniya-jpg.515

В случае документального подтверждения подписания декларации лицом, не имеющим на это полномочий, и получения разрешения от вышестоящего налогового органа, первичная либо уточненная декларация будет аннулирована. При отсутствии актуальной декларации в течение 10 дней, в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ, операции по счету будут приостановлены.

Аналогичные выводы подтверждаются судебной практикой. Так, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 03.06.2015 № Ф05-6301/2015 по делу № А40-141845/2013 судом отмечено следующее: «Поскольку наличие в декларации подписи неустановленного (неизвестного) лица не может свидетельствовать об указании конкретным налогоплательщиком в такой декларации достоверных и полных сведений, декларация не считается представленной в налоговый орган. Соответственно, подписание налоговой декларации лицом без должных полномочий не может свидетельствовать о достоверности и полноте указанных в ней сведений и лишает данный документ статуса налоговой декларации».

В таком случае, вопросы налоговиков могут возникнуть и к покупателям в связи с возникновением разрыва по сделке, признанной недостоверной. Тогда покупателю придется доказывать, что документы по сделке с проблемным контрагентом подписывало лицо, имеющее на это соответствующие полномочия, а также реальность данной сделки. Если это будет доказано, то вычеты будут подтверждены.

КОНТАКТЫ

denis-savin-jpg.517

Денис Савин
старший юрист BGP Litigation

Tel: +7 495 777 28 20
Mob: +7 926 700 74 29
E-mail: Denis.Savin@bgplaw.com
 

Вложения

Последнее редактирование: