Переход на онлайн-кассы упорядочил осуществление расчетов, учет выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Налоговые органы получили возможность контролировать применение ККТ буквально в режиме реального времени. Но исключает ли это проверки на местах?
Разъяснено, что контроль и надзор за соблюдением организациями и ИП требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники имеют финансовую и налоговую составляющую, в связи с чем соответствующие проверки можно отнести к контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (письмо Федеральной налоговой службы от 28 февраля 2020 г. № АБ-18-20/222@). Эта позиция поддержана Генеральной прокуратурой РФ.
На данный вид контроля не распространяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Налоговые органы проводят проверки применения ККТ, а также оформления и (или) выдачи (направления) кассовых чеков, БСО и иных документов, подтверждающих факт расчета между организацией или ИП и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке, – контрольные закупки.
При этом налоговые органы руководствуются Законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», а также Административным регламентом исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к ККТ…, который в настоящее время не отменен. На основании подп. 4 п. 7 Административного регламента специалисты инспекции имеют право, в частности, проводить проверки выдачи проверяемыми объектами кассовых чеков.