На балансе казенного учреждения более трех лет числилась дебиторская задолженность по счету 205 00 «Расчеты по доходам». Однако учреждение не инициировало процедуру списания задолженности на забалансовый счет 04, как того требуют положения Инструкции (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н). При этом учреждение не отрицало, что документов, подтверждающих основания возникновения принятой к учету задолженности, у него нет. Более того, учреждению было известно, что взыскать задолженность у большинства контрагентов в судебном порядке невозможно (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 марта 2019 г. № Ф08-902/19 по делу № А53-20898/2018).
При проведении проверки ревизоры установили, что данный факт привел к искажению показателей Бухгалтерского баланса (форма 0503130) более чем на 10%.
Одновременно с этим проверяющие выявили еще одно нарушение, также ставшее причиной искажения других строк отчетности, – несвоевременное отражение в учете результатов проведенной инвентаризации.
Инвентаризация обязательств была назначена приказом руководителя учреждения в июле со сроком завершения – до 31 декабря. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учёта подлежат регистрации в бухгалтерском учёте в том отчётном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. Соответственно, результаты проведенной сверки должны были найти отражение в годовой отчетности. Однако учреждением приказ о результатах инвентаризации был оформлен только в марте следующего года, а сами изменения в бюджетный учет были внесены лишь в мае.
Оба нарушения казначейство отразило в своем предписании. Учреждение не согласилось с ним и попыталось оспорить в суде. Однако судьи всех инстанций единогласно поддержали проверяющих.